Армавирская епархия
Кубанской митрополии
Московский патриархат

Свято-Никольский
кафедральный собор
г. Армавир

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВИЯ
АРХИЕРЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ
Литургия, во время которой Божественную службу совершает Архиерей (Епископ), называется архиерейской.

Литургия, во время которой Божественную службу совершает Архиерей (Епископ), называется архиерейской.

По апостольскому церковному устройству епископ является главой своей церковной области, символизируя Христа — Главу всей Церкви. Cвязь епископа и прихода постоянно подчеркивается: имя правящего архиерея возглашается почти за всяким богослужением; Евхаристия совершается на антиминсе, подписанном архиереем.

Священнодействия, совершаемые только архиереем.
В византийском обряде, принятом ныне в православной Церкви, только епископом могут быть совершены следующие священнодействия: рукоположения во епископа (совершается при обязательном участии нескольких епископов), пресвитера, диакона; хиротесии во иподиакона, чтеца, певчего, свещеносца.

Особенности архиерейской литургии

     Служба эта полна красоты и символического смысла.
После того, как архиерея встретили в притворе, его с особой торжественностью облачают в центре храма. На каждый предмет облачения возглашают стихи. Архиерей, облачаясь в саккос, должен вспоминать унижение и смирение Иисуса Христа.
Архиерея облачают его помощники — иподьяконы. Они приготовляют и держат в порядке священные сосуды, облачают архиереев и помогают на службе.
     В конце облачения епископ берет дики́рий (подсвечник с двумя свечами) и трики́рий (подсвечник с тремя свечами) и благословляет (осеняет) духовенство и народ на четыре стороны свечами. Две свечи дикирия символизируют Свет Господа Иисуса Христа, познаваемого в двух естествах — божественном и человеческом. Три свечи трикирия означают несозданный Свет Пресвятой Троицы. Благословение народа дикирием и трикирием совершается на литургии неоднократно. Оно сообщает верующим особую благодать и свидетельствует о Божественном Свете, приходящем к людям для их просвещения, очищения и освящения.

     Во время богослужения архиерей становится на орлецы. Орлец представляет собой круглый коврик с изображением орла, парящего над городом, что также обозначает духовную власть епископа над вверенной ему паствой и заботу о ней.
     Во время мирной ектиньи́* ("Миром Господу помолимся...") архиерей умывает руки. Этот чин известен еще с V века. Но тогда умывали руки все вместе: и пресвитеры, и епископы. Делалось это после того, как дьяконы приносили из отдельного здания приготовленные для евхаристии хлеб и вино (в современной литургии это перенесение отображено в Великом входе).
     Омовение рук перед тем, как начнется преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господни, носило очистительный и гигиенический характер. Сегодня обычай торжественно, публично умывать руки сохранился только в архиерейском богослужении. Чин этот перенесся на начало службы и на время пения Херувимской.
     Во время пения антифонов* и совершения проскомидии* в алтаре епископ сидит на кафедре. Это специально организованное место в центре храма, которое называется «архиерейский амвон». На нем устанавливается кресло для архиерея.
   Когда с архиерейского амвона диакон читает Евангелие, иподьяконы держат над Евангелием рипи́ды (греч. — «опахало»). Сначала рипиды употреблялись в алтаре при совершении таинства Евхаристии. В литургических указаниях Постановлений апостольских говорится, что два дьякона должны держать с обеих сторон Престола рипи́ды  из тонкой кожи, павлиньих перьев или из тонкого полотна и тихо отгонять летающих насекомых. К VII веку рипиды уже символизировали херувимов и серафимов, незримо участвующих в таинствах Церкви.
    По возгласе: «Двери, двери…» архиерей становится перед престолом, преклонив главу, а все священники берут возду́х (4-х угольный плат, символически изображает плащаницу, которой было обвито тело Иисуса Христа) и веют им над священными сосудами. Архиерей или указанный им священнослужитель читает Символ Веры. Всю литургию, за исключением малого и великого входов и времени причащения, у Царских врат стоит посошник с архиерейским жезлом.

*Ектения́ (от греч. ἐκτενὴς (ἱκεσία) (протяженное, сугубое (моление)) – название особой формы совместного моления на церковных богослужениях, когда диакон (или священник, если нет диакона) возглашает определенные молитвенные прошения, а хор, на каждое прошение, отвечает (поёт) «Господи, помилуй» или «Подай, Господи»
*Антифо́н
— (от греч. ἀντίφωνος — отвечающий звуком на звук, противогласие) – песнопение, осуществляемое попеременно двумя, расположенными друг против друга хорами (ликами).
*Проскоми́дия (от греч. προσκομιδή (проскомиди) — принесение; προσκομίζω (проскомизо) — приносить) — первая часть литургии, на которой совершается приготовление вещества (хлеба и вина) для таинства Евхаристии. Проскомидия совершается священником на жертвеннике, при закрытом алтаре, вполголоса.

Send Comments mail@yourwebsite.com Tuesday, July 28, 2020

КОНТАКТЫ
352900, Краснодарский край, 
г. Армавир, 
Комсомольская улица,
дом 121

Телефон: (861-37) 3-34-98

E-mail: a051pe@mail.ru

 
Престольный праздник
22 мая и 19 декабря.
Придел в честь иконы
Казанской Божией Матери.
Престольный праздник –
21 июля и 4 ноября

РАССКАЖИТЕ О НАС
© Свято-Никольский собор, 2020—2021