Свято-Никольский собор в городе Армавире
2024-04-19 Богослужение в канун Субботы Акафиста

Богослужение в канун Субботы Акафиста

19 апреля 2024 года, накануне субботы 5-й седмицы Великого поста, Похвалы Богородицы , в Свято-Никольском кафедральном соборе состоялось богослужение Субботы Акафиста. Его провели клирики собора: благочинный собора иерей Георгий Смирнов, протоиерей Игорь Горбатков, иерей Сергий Петров, диакон Григорий Иващук.

На утрене субботы на пятой неделе Великого поста  (в пятницу) святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице.

Считается, что Акафист Богородице появился после 626 года, когда Константинополь осаждали персы. Во время осады народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город, а патриарх Сергий носил на руках своих икону Пресвятой Богородицы по городским стенам. После чудесного избавления города и было составлено данное песнопение, прославляющее Богородицу.

Основой Акафиста был кондак Благовещению, который состоял из 24 икосов. Патриарх Сергий Константинопольский добавил в каждый икос через один по 12 херетизмов в каждый. Херетизмы – воззвания «Радуйся…» (от греч. «хэре») являются отличительной чертой Акафиста. Сам же кондак появился на 100 лет раннее и был, возможно, составлен преп. Романом Сладкопевцем. После же добавления «херетизмов» кондак Благовещению превратился в песнопение нового жанра – Акафист (само слово «акафист» означает «неседальный», то есть молебное пение, совершаемое стоя).

Впоследствии в VIII веке во время очередного спасения Константинополя  появился кондак «Взбранной Воеводе…», который изначально был независимым песнопением, однако потом вошел в состав Акафиста. Таким образом, в VIII веке Акафист приобрел свой современный вид.

Праздник Похвалы Богородицы в 5-ю субботу Великого поста возник в IX веке и упоминается в Типиконе Великой церкви и  в древнерусских летописях.

Scroll to Top