Свято-Никольский собор в городе Армавире
Вечернее богослужение. Канон Андрея Критского

Вечернее богослужение. Канон Андрея Критского

Настоятелю собора протоиерею Юрию Гарбузу сослужили клирики кафедрального собора протоиерей Игорь Горбатков, протоиерей Петр Шмигельский, иерей Георгий Смирнов.

Андрее честный и отче преблаженнейший,
пастырю Критский! Не престай моляся о воспевающих тя…»

Богослужебные тексты Великого поста – неиссякаемая сокровищница воздержания плодов. Ведя своих чад поприщем Святой Четыредесятницы, обращаясь к духовному опыту прежде покаявшихся, Церковь дает им разум спасения, во оставление грехов.

Но среди множества прекрасных великопостных песнопений, несомненно, самое любимое и известное – читаемый на 1?й и 5?й седмицах Великого поста Великий канон, творение преподобного Андрея Критского. Все исследователи, в разное время занимавшиеся изучением творчества святого Андрея, единодушны во мнении, что Великий канон “представляет драгоценность литургического богословия Православной Церкви“

Когда был написан Великий канон?  Одной из причин написания Великого канона могло быть личное раскаяние преподобного Андрея в связи с участием в лжесоборе 712 г., т. е. время его написания – не ранее 713 г. Исследователь Постной Триоди профессор И.А.Карабинов называл Великий канон “покаянной автобиографией преподобного Андрея Критского” и относил время его создания к последним годам жизни Критского пастыря. Это был покаянный труд перед смертью.

В отдельных тропарях канона действительно имеются указания на написание этого произведения святым Андрем в старости. По мнению Карабинова, Великий канон не имел связи со Святой Четыредесятницей, и лишь позднее был принят Церковью для чтения в дни Великого поста. Следует признать, что если Великий канон святого Андрея Критского и является его “покаянной автобиографией”, то его преподобный автор несомненно думал и о душах человеческих, как пастырь и епископ, располагая верующих во Христа к спасительному и животворному покаянию.

Человек, вникающий в уроки преподобного Андрея, узнает начертанный ему путь спасения – путь очищения души, покаяния. Человек, утвердившийся на ступени покаяния, может свободно подниматься по ступеням духовного восхождения. Но даже и оставаясь на первой ступени, он не теряет ничего и имеет уже все Царство. Покаяние становится подлинным Таинством человеческой жизни, – к этому и ведет неуклонным путем исповедь преподобного Андрея в его Великом каноне.

Scroll to Top
Scroll to Top